Подростковый возраст

Особенности подросткового возраста

Особенности подросткового возраста

Подросток имеет право знать об особенностях своего возраста.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Развитие в этот период идет быстро. Появляется потребность в осознании себя, своего поведения.  Подросток, сравнивая себя с окружающими, как бы примеряет на себя  действия, поведение, интересы, речь понравившегося человека, старается быть на него похожим. Таким образом, через подражание  формируются  нравственные представления и социальные установки, подросток набирает свой багаж духовно-нравственных ценностей. Возникает потребность в наличии кумиров, принадлежности к какой-либо неформальной группе, желание выделиться на фоне других сверстников.

Подросток имеет право знать,  что в этот период  характерна личностная нестабильность. В одном человеке сосуществуют и борются друг с другом противоположности, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Эмоциональное состояние и настроение колеблется от одной крайности к другой.

Анна Фрейд так описала этот возрастной кризис: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны, материалистичны и в то же время преисполнены высшего идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». И это все – нормальные возрастные проявления.

  Но бывает так, кризис взросления становится  причиной личностных нарушений,  ведущих к  отклоняющемуся поведению, ситуация становится экстремальной.

     Подросток имеет право знать о том, что в истории (включая ближайшее прошлое) человечества всегда стояла проблема добра и зла, правильного и неправильного. О том, что он  может  выбирать и должен выбрать нравственный ориентир как высшую точку вектора его стремлений.

Высшая точка стремления, Образ, которому подросток уподобляет свою жизнь, — что это? Бог? Другой человек? Он сам? Успех? Деньги? Власть?

      Подросток имеет право знать  о том, что его возраст — благодатное время для раскрытия своих способностей, которое  совершается в духовных исканиях. Мысли подростка могут быть направлены на поиск своего пути, смысла жизни, его волнуют вопросы  смерти и бессмертия. Он  смело экспериментирует с собой и собственной жизнью.  Полученные знания,  подкрепленные опытом переживаний, усиливают свое значение — подросток получает  подтверждение возрастного социального  статуса. Узнав и пережив, можно осуществить выбор. Это знание содержится в социокультурном опыте человечества, в традициях и обрядах. Учитель и родитель могут стать для ребенка транслятором этого опыта, дать ключ для расшифровки кода жизни.

   Экспериментируя с различными сторонами собственного «Я», что соотносится со становлением самосознания, подросток экспериментирует с собственным именем, выбирая для этого ник, кличку, прозвище, «погонялово», экспериментирует с внешностью (яркая косметика у девушек, окраска волос, выбор необычных причесок, нанесение татуировок, пирсинг, выбор особой одежды). Проводит эксперименты различного рода с телом: сюда можно отнести и жесткие диеты, и стремление «накачать» мышцы. Все это как способ самоутвердиться в этом мире.  Изменение сознания через употребление алкоголя, психоактивных веществ, «уход» в виртуальный мир — широкая область экспериментирования, которая приводит к патологическим зависимостям, наиболее распространенная — интернет- зависимость. Подростковые эксперименты – это, своего рода, введение в противоречие  существующих норм и правил. С одной стороны, существующие нормы и правила позволяет ему символически приобщиться к миру взрослых (свободных в выборе, принимающих решение), а с другой — усвоить нормы и правила через зачастую  негативное их принятие, выраженное в форме отрицания («Если мне говорят, «Да», то я обязательно скажу «Нет»!»).

Всё это и составляет суть подросткового кризиса как кризиса самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

Итак, быт подростком тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей (В. сатир)

    Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания. Но если быть до конца откровенными, то родители крайне редко выдерживают такие испытания. И тогда происходят размолвки. В этом случае хочется посоветовать родителям: набраться терпения, помнить о том, что сами когда-то были в этом возрасте. Не доводите ситуацию до абсурда, если чувствуете, что твердая опора уходит из под ног, и вы перепробовали весь, имеющийся у вас воспитательный арсенал, значит настало время обратиться за помощью к специалистам.