
Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте
В подростковом возрасте развитие общения со сверстниками набирает интенсивный рост. Этап взросления побуждает подростка менять характер взаимоотношений с окружающими людьми. Повышаются требования как к себе, так и к окружающим, подросток выступает против обращения с ним как с маленьким.
В пубертатном возрасте система взаимоотношений со взрослыми сильно отличается от отношений со сверстниками. Две системы, выполняя одну и ту же социальную роль, часто противоречат друг другу.
Общение с друзьями удовлетворяет потребности и интересы ребенка, он начинает больше времени проводить с друзьями, постепенно отходя от семьи, учеба отходит на второй план. Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест. Подросток теперь не зависит от родителей, как в детстве. Свои переживания, мысли, секреты он уже меньше доверяет родителям. Доверительным лицом становятся друзья. Право на дружбу, именно с этим товарищем, ребенок отстаивает очень категорично, никакие обсуждения и комментарии в адрес друга не воспринимаются, а по отношению к родителям занимает негативную позицию.
На первый план сейчас встает потребность в независимости от родителей и самостоятельность, но подросток ещё не осознает, что оборотная сторона свободы — это ответственность. Поэтому родители могут услышать из уст отрока, о праве самостоятельно принимать решения («Я сам знаю») и увидеть, последующее за этим, неразумное действие.
Внутренний мир подростка также кардинально меняется. Он нуждается в поддержке и принятии авторитетными людьми в его жизни. А вот, способность подростка к внутреннему диалогу в этом возрасте ещё слишком низка и ему легче делиться мыслями о себе с друзьями, нежели размышлять в одиночестве, т.к. ярко выражена потребность в самораскрытии.
Вместе с тем, подросток встает на защиту своего внутреннего мира от посягательств из вне. Поэтому в дружбе подросток ценит доверительную атмосферу, умение хранить тайны и верность. Иногда самые трудные моменты в жизни подростка возникают из-за давления окружающих. Страшно сказать «Нет», когда все твои одноклассники говорят «Да». Если ты пойдешь против, то скорее всего окажешься в изгоях, у такого подростка нет друзей.
Но взаимоотношения в семье с родными по-прежнему имеет влияние на развитие подростка. Тёплые неподдельные эмоциональные отношения внутри семьи сглаживают проблемы в общении со сверстниками и способствуют определению внутренней позиции относительно некоторых поступков друзей. Если же подростка в семье не принимают, то он с большей долей вероятности отправится искать понимание и поддержку на улицу, среди своих сверстников.
На данном этапе, общение со сверстниками способствует укреплению «Я» подростка через самоутверждение в их среде и получение признания среди своих сверстников, при наличии у него реальных успехов в значимых областях среди ровесников. В случае неуспеха, подросток может присоединиться к референтной группе, чтобы получить поддержку и почувствовать силу «Мы».
Именно поэтому многие подростки становятся невосприимчивы к критике взрослых относительно их компании. Они просто боятся потерять своих друзей и болезненно относятся к любым воспитательным действиям по отношению к их друзьям. Подросток воспринимает это как унижение его собственного «Я».
Эффективность подростка (его успешность) снижается в семьях, где сами родители не чувствуют личной значимости. Взрослеющий подросток считает, что родители недостойны того, чтобы их слушали, раз не сумели обеспечить себе достойную жизнь. Отсутствие чувства защищённости в семье, подросток пытается обрести в группе. Также на развитие «Я» подростка оказывает влияние собственное представление о себе (образ к которому он стремится) . Особенно важно это для подростков, которые не приемлют на роль эталона своих родителей. Как правило, они подражают сильным товарищам, известным кумирам, и их влияние на подростка становится наиболее значимым